21.04.23 г. в Калининграде в рамках театрального фестиваля «Жили-были» состоялась премьера спектакля «Маленькие сказки для больших людей».
Эта постановка интересна по нескольким причинам. Во-первых, все роли в ней исполняют юные артисты от 10 до 18 лет, имеющие нарушения слуха. Во-вторых, материалом для спектакля были выбраны сказки Гофмана – в необработанном виде довольно сложные и для взрослых. В-третьих, спектакль – кукольный.
Проект «Пространство равных» реализуется с февраля 2022 года при поддержке Фонда президентских грантов. Осуществляет его некоммерческая организация «Капли звуков», которая помогает людям с нарушением слуха – глухим и слабослышащим. В рамках проекта учащиеся старшей группы театральной студии «Инклюзион» поставили спектакль, объединивший три произведения Э. Т. А. Гофмана: «Золотой горшок», «Крошка Цахес» и «Щелкунчик».
Вместе с ребятами работали:
Наталия Степаненко – режиссер, известный в Калининграде по многочисленным спектаклям для детей и взрослых;
Андрей Степаненко, блестящий музыкант и композитор, а также его коллеги по проекту «Гофман Трио» – Ксения Авраменко (флейта) и Александра Чарномская (виолончель);
Ирина Титовец – талантливый художник из Санкт-Петербурга. Изящные куклы, красочные декорации, необычные маски и костюмы артистов – дело ее рук.
Ольга Астафьева, Вера Владимирова, Сергей и Юлия Пацаль – педагоги театральной студии. На их плечи легла работа с актерами.
В результате «Маленькие сказки для больших людей» получились ярким, запоминающимся событием. Несмотря на то, что премьеру давали утром, в пятницу, зал был переполнен – зрителям приходилось стоять. А по окончании спектакля артистов наградили бурными аплодисментами.
О том, как велась работа над постановкой, о юных актерах, их трудностях и радостях рассказывает исполнительный директор АНО «Капли звуков» Ольга Астафьева:
– В спектакле задействовано 10 актеров: слабослышащие и не слышащие. Ребята в спектакле не разговаривают; мы выбрали такой формат – кукольный спектакль под музыку. Речи нет никакой, только звуки иногда – смех, удивление, возмущение. Ребята помогают друг другу, потому что во время спектакля идет музыкальное сопровождение, какие-то музыкальные акценты – и те, кто слышит, подсказывают тем, кто не слышит. Работают одной командой.
Когда ребята приходят в студию, им сложно, не верят в свои силы. Тяжело их вытащить из этой скорлупки, чтобы что-то делали. А сейчас, по прошествии времени, они уже включены в процесс, почувствовали свои силы. После очередного выступления глаза горят, вдохновение. И растут на глазах.
У нас есть Алла Белоусова, в прошлом году мы с педагогами не знали, что делать с ней. Она в уголке сидела и на все это смотрела: «Ну-ну, давайте-давайте». Вообще невозможно было ее вытащить на какие-то упражнения, занятия. Массовые разминки, которые мы все вместе делаем, она выполняла, а во время этюдов отсиживалась в уголке. Сейчас у нее большая роль в «Золотом горшке», играет ведьму, и это прямо шикарная ведьма. Очень хорошо пластически двигается, ей веришь.
Или Денис – очень талантливый парень. В прошлом году в силу того, что практически не слышит, держался особнячком. Если давали какие-то этюды, делал их индивидуально – ему было сложно работать с кем-то. Но после того, как получил большую роль волшебника в сказке «Крошка Цахес», раскрылся. И так хорошо, так точно выполняет задачи на сцене!
У Гофмана довольно специфические сказки, мрачноватые, сложно ли было их понять ребятам?
Достаточно сложно – в силу того, что они плохо слышат. Я не думала, что слух так влияет на восприятие мира. Трудно было объяснить какие-то абстрактные понятия, то, что не касается повседневной жизни. Стул, улыбка, мама – это они понимают. Но, например, пословицы и поговорки – а они же, как правило, иносказательные, имеют абстрактные моменты – с этим было сложно. Дети у меня спрашивали: «А что это значит, как нам это показать?»
Как-то мне задали вопрос: «Почему они не читают?» Но тут получается замкнутый круг: у них нет понятий, и читать какие-то произведения очень сложно, потому что много непонятных для них слов. Поэтому сказки Гофмана мы обсуждали достаточно долго, выясняли – как что, зачем, почему.
Работа с куклами сложный процесс, как ваши артисты учились этому?
На первых порах Наталия Степаненко давала мастер-классы, она режиссер кукольного театра. Были упражнения для разработки рук, пальцев, чтобы они были гибкими, мягкими. Она рассказывала, как правильно управлять куклами, передавать эмоции. А основную, кропотливую работу педагоги делали, оттачивали мастерство ребят. Мы учили тому, что кукла не просто идет, она может выражать чувства – реагировать на что-то, темпо-ритмически двигаться. Поэтому наши артисты многое умеют.
Для каждой сказки делались маленькие планшетные куклы. У нас есть большой стол, он накрывается ковром, который в одном случае – полянка с травой и деревьями, в другом – площадь с брусчаткой, фонтаном, домами, фонарями. И куколки по этому планшету двигаются. Они достаточно маленькие, с ладонь величиной. А в «Щелкунчике» даже меньше. Есть еще 4 маски, артисты их надевают выходят перед столом и работают как персонажи.
Ребята сильно волновались на сцене?
Волновались, но не показывали этого. Чему они научились в жизни – так это прятать свои эмоции. Когда спектакль начался, я смотрю – дети спокойные. Но до этого мама одного из мальчиков рассказывала: «Ой, как он переживал. Говорит мне сегодня [а на следующий день у нас должна быть премьера]: "Может быть, я вообще не пойду, мне так страшно"». А по нему не скажешь, что ему страшно, он такой активный. В такие моменты понимаешь, что им всем очень страшно, очень волнительно. Но они молодцы, собираются и делают все как надо.
В. Берг
См. также
Калининград, культура
Отдых с детьми в Калининграде
Афиша Калининграда
Сцена — некое метафизическое пространство головы автора, оно не терпит стульев»
«Минуя слой стереотипов, пытаемся смотреть свежим взглядом»