Сцена из спектакля "Маленькие сказки для больших людей", театр "Инклюзион", Калининград21.04.23 г. в Калининграде в рамках театрального фестиваля «Жили-были» состоялась премьера спектакля «Маленькие сказки для больших людей».

Эта постановка интересна по нескольким причинам. Во-первых, все роли в ней исполняют юные артисты от 10 до 18 лет, имеющие нарушения слуха. Во-вторых, материалом для спектакля были выбраны сказки Гофмана – в необработанном виде довольно сложные и для взрослых. В-третьих, спектакль – кукольный.

Проект «Пространство равных» реализуется с февраля 2022 года при поддержке Фонда президентских грантов. Осуществляет его некоммерческая организация «Капли звуков», которая помогает людям с нарушением слуха – глухим и слабослышащим. В рамках проекта учащиеся старшей группы театральной студии «Инклюзион» поставили спектакль, объединивший три произведения Э. Т. А. Гофмана: «Золотой горшок», «Крошка Цахес» и «Щелкунчик».

Вместе с ребятами работали:
Наталия Степаненко – режиссер, известный в Калининграде по многочисленным спектаклям для детей и взрослых;
Андрей Степаненко, блестящий музыкант и композитор, а также его коллеги по проекту «Гофман Трио» – Ксения Авраменко (флейта) и Александра Чарномская (виолончель);
Ирина Титовец – талантливый художник из Санкт-Петербурга. Изящные куклы, красочные декорации, необычные маски и костюмы артистов – дело ее рук.
Ольга Астафьева, Вера Владимирова, Сергей и Юлия Пацаль – педагоги театральной студии. На их плечи легла работа с актерами.

В результате «Маленькие сказки для больших людей» получились ярким, запоминающимся событием. Несмотря на то, что премьеру давали утром, в пятницу, зал был переполнен – зрителям приходилось стоять. А по окончании спектакля артистов наградили бурными аплодисментами.

Сцена из спектакля "Маленькие сказки для больших людей" театра "Инклюзион", Калининград Сцена из спектакля "Маленькие сказки для больших людей" театра "Инклюзион", Калининград

О том, как велась работа над постановкой, о юных актерах, их трудностях и радостях рассказывает исполнительный директор АНО «Капли звуков» Ольга Астафьева:

Исполнительный директор АНО «Капли звуков» Ольга Астафьева– В спектакле задействовано 10 актеров: слабослышащие и не слышащие. Ребята в спектакле не разговаривают; мы выбрали такой формат – кукольный спектакль под музыку. Речи нет никакой, только звуки иногда – смех, удивление, возмущение. Ребята помогают друг другу, потому что во время спектакля идет музыкальное сопровождение, какие-то музыкальные акценты – и те, кто слышит, подсказывают тем, кто не слышит. Работают одной командой.

Когда ребята приходят в студию, им сложно, не верят в свои силы. Тяжело их вытащить из этой скорлупки, чтобы что-то делали. А сейчас, по прошествии времени, они уже включены в процесс, почувствовали свои силы. После очередного выступления глаза горят, вдохновение. И растут на глазах.

У нас есть Алла Белоусова, в прошлом году мы с педагогами не знали, что делать с ней. Она в уголке сидела и на все это смотрела: «Ну-ну, давайте-давайте». Вообще невозможно было ее вытащить на какие-то упражнения, занятия. Массовые разминки, которые мы все вместе делаем, она выполняла, а во время этюдов отсиживалась в уголке. Сейчас у нее большая роль в «Золотом горшке», играет ведьму, и это прямо шикарная ведьма. Очень хорошо пластически двигается, ей веришь.

Или Денис – очень талантливый парень. В прошлом году в силу того, что практически не слышит, держался особнячком. Если давали какие-то этюды, делал их индивидуально – ему было сложно работать с кем-то. Но после того, как получил большую роль волшебника в сказке «Крошка Цахес», раскрылся. И так хорошо, так точно выполняет задачи на сцене!

У Гофмана довольно специфические сказки, мрачноватые, сложно ли было их понять ребятам?

Достаточно сложно – в силу того, что они плохо слышат. Я не думала, что слух так влияет на восприятие мира. Трудно было объяснить какие-то абстрактные понятия, то, что не касается повседневной жизни. Стул, улыбка, мама – это они понимают. Но, например, пословицы и поговорки – а они же, как правило, иносказательные, имеют абстрактные моменты – с этим было сложно. Дети у меня спрашивали: «А что это значит, как нам это показать?»
Как-то мне задали вопрос: «Почему они не читают?» Но тут получается замкнутый круг: у них нет понятий, и читать какие-то произведения очень сложно, потому что много непонятных для них слов. Поэтому сказки Гофмана мы обсуждали достаточно долго, выясняли – как что, зачем, почему.

Работа с куклами сложный процесс, как ваши артисты учились этому?

На первых порах Наталия Степаненко давала мастер-классы, она режиссер кукольного театра. Были упражнения для разработки рук, пальцев, чтобы они были гибкими, мягкими. Она рассказывала, как правильно управлять куклами, передавать эмоции. А основную, кропотливую работу педагоги делали, оттачивали мастерство ребят. Мы учили тому, что кукла не просто идет, она может выражать чувства – реагировать на что-то, темпо-ритмически двигаться. Поэтому наши артисты многое умеют.

Для каждой сказки делались маленькие планшетные куклы. У нас есть большой стол, он накрывается ковром, который в одном случае – полянка с травой и деревьями, в другом – площадь с брусчаткой, фонтаном, домами, фонарями. И куколки по этому планшету двигаются. Они достаточно маленькие, с ладонь величиной. А в «Щелкунчике» даже меньше. Есть еще 4 маски, артисты их надевают выходят перед столом и работают как персонажи.

Репетиция спектакля "Маленькие сказки для больших людей" театра "Инклюзион", Калининград Репетиция спектакля "Маленькие сказки для больших людей" театра "Инклюзион", Калининград

Ребята сильно волновались на сцене?

Волновались, но не показывали этого. Чему они научились в жизни – так это прятать свои эмоции. Когда спектакль начался, я смотрю – дети спокойные. Но до этого мама одного из мальчиков рассказывала: «Ой, как он переживал. Говорит мне сегодня [а на следующий день у нас должна быть премьера]: "Может быть, я вообще не пойду, мне так страшно"». А по нему не скажешь, что ему страшно, он такой активный. В такие моменты понимаешь, что им всем очень страшно, очень волнительно. Но они молодцы, собираются и делают все как надо.

В. Берг

См. также

Калининград, культура
Отдых с детьми в Калининграде
Афиша Калининграда
Сцена — некое метафизическое пространство головы автора, оно не терпит стульев»
«Минуя слой стереотипов, пытаемся смотреть свежим взглядом»

Календарь событий

Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика