25 мая 2019 г. в Калининграде прошел IV Международный фестиваль ретро-автомобилей «Золотая тень Кёнигсберга».
В фестивале приняли участие любители старинных автомобилей из семи европейских стран: Великобритании, Германии, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Беларуси, всего 159 иностранных участников на 71 ретроавтомобиле. Самыми возрастными из них стали Ford Speedster 1913 года выпуска и Ford Touring Cabrio1917 года. Все эти жемчужины музейных коллекций калининградская публика могла увидеть на площадках у «Резиденции королей» и БФУ им. Канта, где проходила выставка «Рожденная на Волге», посвященная 65-летию со дня выпуска первого ходового образца «Волги».
«Волга» ГАЗ М-21 первой серии, которая также называется «Звезда» — одна из самых редких «Волг». Это автомобиль, который одним своим видом и по сей день у многих автомобилистов вызывает теплые чувства и приятные воспоминания. За несколько десятилетий эта модель стала по-настоящему легендарной. Ходовой образец «Волги» М-21 появился 9 июля 1954 года, с 1952 года над этим проектом работали два независимых художника-конструктора — американец Джон Вильямс и россиянин Лев Еремеев. В дизайне машины чувствовался американский стиль, но, тем не менее, он полностью оригинален. Еремеев обыграл и воплотил в новой модели тенденции автомобильной моды, преобладавшей в 1950-е годы. Панорамные стекла, покатая крыша, массивные бампера и крылья, придающие автомобилю стремительный вид, маленькие фонарики сзади, много хрома спереди — образ получился довольно стильным. Ходовые качества тоже не отставали — автомобиль заслужил репутацию «неубиваемого».
Что и было продемонстрировано перед торжественным открытием фестиваля во время спортивного шоу по фигурному вождению «Виражи старого города», в котором приняли участие лучшие образцы ГАЗ из частных коллекций автомобилистов Калининградской области и трех европейских стран.
Чуть позже в состязаниях экипажей ретро-автомобилей приняли и другие участники фестиваля «Золотая тень Кёнигсберга». Первенство проходило в два этапа. Первой его частью стало традиционное фигурное вождение ретро-автомобиля на время по обозначенной сигнальными конусами трассе, включающее движение змейкой, задним ходом, касание шара, проезд по разрушенному мосту и другие элементы. Результаты заездов фиксировались судейской коллегией по контрольному времени прохождения трассы с учетом штрафных баллов. Победители определялись в семи номинациях — в зависимости от года выпуска и класса автомобилей.
Вторым этапом стало театрализованное шоу «Конкурс элегантности» с использованием атрибутов и одежды эпохи, соответствующей автомобилю. Автомобили, принимавшие участие в состязании, оценивались по нескольким критериям, среди которых: дизайн и состояние кузова, костюм владельца, мелодичность клаксона. И в этом случае победители определялись в нескольких номинациях — в зависимости от возраста автомобиля. В первую номинацию, «Классик», вошли автомобили до- и включая 1946 год выпуска, во вторую, «Ностальгия» — после 1946 года.
В 2019 году оргкомитет фестиваля расширил количество номинаций, решив поощрить большее количество участников. В их число вошла специальная номинация «Мир без границ» — ее лауреат Петер Фрёлих (Германия) на Ford Touring Cabrio 1917 года выпуска прошел самый самый долгий путь до Калининграда. В номинации за самый аутентичный автомобиль (определяется по году выпуска машины) победил Улар Сунемаа (Эстония) на Ford Speedster 1913 г. За бережное отношение к сохранению исторических автомобилей, неиссякаемый энтузиазм, укрепление международных контактов и активность в деле популяризации авто-ретротехники был награжден Анджей Мушиньский из Польши на Fiat 1100.
Также в перечень вошли такие любопытные номинации, как:
— «Смертельное очарование» (автомобиль, владельцами которого были известные личности с подмоченной репутацией);
— «Властелин Бродвея» (автомобиль, ставший символом шоу-бизнеса и американской мечты);
— «Скрытый потенциал» (автомобиль, получивший самые прогрессивные для своего времени новинки в конструкции);
— «Прощай, оружие» (за фатальную сопричастность автомобиля к великим эпохам);
— «Дольче вита» (самый богемный автомобиль);
— «Рандеву с ветерком» (самый элегантный кабриолет);
— «Из Парижа с любовью» (самый гламурный французский автомобиль);
— «Наследник королевских традиций» (самый стильный британский автомобиль);
— «Повелитель оленей» (за лучшую реставрацию автомобиля «Волга» ГАЗ 21).
Всего по итогам шоу было определено 18 победителей.
Главным сюрпризом фестиваля ретро-автомобилей «Золотая тень Кёнигсберга» 2019 стал довоенный Mercedes-Benz 290 Cabriolet 1935 года выпуска. Хозяин — архитектор из Каунаса Станисловас Барткявичус. Машина досталась ему в наследство от отца, который с 1950 года работал на ней водителем. Самое ценное в этом автомобиле — специальный заказной кузов, который был изготовлен знаменитым ателье «Erdman & Rossi». Все узлы и агрегаты Mercedes-Benz 290 оригинальные, ни разу не заменялись, несмотря на очень большой пробег. Автомобиль неоднократно принимал участие в съемках кино, участвовал во всех значимых выставках в Европе, награждался многочисленными кубками и золотыми медалями за лучшую реставрацию. Это одна из двух или трех сохранившихся в мире подобных моделей, прибывшая в Калининград своим ходом.
Название фестиваля — «Золотая тень Кёнигсберга» — во многом символично, ведь многие автомобили являются ровесниками эпохи, когда наш город носил название Кёнигсберг. И 25 мая 2019 г., по замыслу автора проекта Юрия Грозмани, калининградцы и гости города побывали не только на празднике, но и на своеобразной исторической реконструкции.
См. также
Авторетрофестиваль «Золотая тень Кенигсберга» 2017: возвращение блудного «Ханомага»